На аварийной японской АЭС "Фукусима Дайичи" продолжается выгрузка
топлива из бассейна выдержки четвёртого блока. По состоянию на 9 марта
2014 года, из БВ-4 выгружено 462 из 1533 кассет.
Выгрузка топлива
Процедура разгрузка БВ-4 сопряжена с радиационными рисками, и полностью
бассейн будет очищен от топлива в течение года. Постепенно, день за
днём, огромный кран выгружает топливные сборки. За пределы блока
вывезена почти треть кассет.
"ОЯТ из БВ-4 будет храниться в общестанционном хранилище безопасным образом", - добавляют в компании TEPCO.
Выгрузка топлива выглядит следующим образом. Сначала сборка зацепляется
под водой и сдёргивается с посадочного места при помощи специально
сконструированной в компании "Hitachi" перегрузочной машины с захватным
устройством. Работа ведётся под контролем операторов, находящихся в
кабине. Транспортный контейнер. Подготовка к погружению в бассейн Цилиндрообразное захватное устройство снабжено системами сигнализации.
Одна из них контролирует - удалось ли надёжно захватить головку ТВС.
Вторая система контролирует механические повреждения головки. В функции
третьей системы входит отслеживание веса захваченной кассеты - если вес
внезапно окажется слишком большим, то с большой вероятностью вместе с
ТВС из бассейна вытягивается какой-то обломок. Перегрузочная машина Если всё в порядке, то сборка со скоростью 1 см/с перемещается в
транспортный контейнер. И сборка, и контейнер находятся в этот момент
под водой. Операторы следят за ними по камерам подводного видения. Топливная сборка под водой перемещается к контейнеру Всего в контейнер помещается максимум 22 кассеты. После того, как
контейнер заполнен, его закрывают и поднимают из бассейна подъёмным
краном. После дезактивации контейнера его спускают по шахте вниз и
грузят на спецтранспорт для перевозки на общестанционное хранилище ОЯТ. Выгруженный из бассейна контейнер с 22 сборками опускается по шахте в спецтранспорт
Один из наиболее неприятных инцидентов, который может произойти в ходе
выгрузки топлива - падение транспортного контейнера с загруженными
кассетами, вес которого составляет до 90 тонн.
Подъёмный кран сконструирован таким образом, чтобы не допустить падения
контейнера при внезапной потере напряжения. Тросы у крана двойные. Есть
система, смягчающая раскачивание и тряску крана и контейнера при
землетрясении.
Тем не менее, компания TEPCO подготовила документацию на случай
инцидента с падением контейнера. В ней требуется, в частности,
немедленная эвакуация персонала с места работ. Затем после
соответствующей разведки, определения состояния упавшего контейнера и
принятия необходимых мер по обеспечению радиационной защиты - перевозка
его к месту назначения.
Другой неприятный момент для ликвидаторов - высокий фон вблизи БВ-4. В
начале февраля 2014 года японские регуляторы опубликовали свежие данные
по фону. Он составил 81 мкЗв/ч над перегрузмашиной и 90 мкЗв/ч над полом
этажа бассейна выдержки.
Регуляторы считают, что повышенный фон вызван загрязнением по
кобальту-60 (бета-эмиттер с периодом полураспада 5,3 года). Они
предложили постелить на пол свинцовые плиты, что должно существенно
снизить фон.
Если всё пойдёт по плану, то выгрузка топлива из БВ-4 завершится в
конце этого года. Но эта операция - всего лишь одна из многих, которые
придётся выполнить для полной ликвидации последствий аварии. Источник: Российское атомное сообщество, 19 марта
Похожие новости:
|