Через два месяца мир будет отмечать печальный юбилей – 25-летие взрыва на Чернобыльской АЭС. Специалисты до сих пор спорят о тонкостях и деталях произошедшего. Но в одном они сходятся: к аварии привело несовершенство конструкции советской атомной станции и пресловутый человеческий фактор. Первое – в меньшей степени, второе – в большей.
Сейчас, когда японские ликвидаторы пытаются хоть как-то загасить горящие и взрывающиеся реакторы атомной станции «Фукусима-1», весь мир уже вынес свой вердикт: в этой аварии виновата неукротимая стихия. А что же еще? Землетрясение и цунами – они виноваты. Ну не может же такая развитая и высокотехнологическая нация быть причастна к случившемуся… Может, и я попробую объяснить, в чем дело. ОБЕТ МОЛЧАНИЯ
Не будучи дипломированным специалистом в области атомной энергетики, я вот уже около 30 лет занимаюсь этой темой. Началось с того, что в 1982-м году я поработал в качестве офицера связи на строительстве Игналинской АЭС (такие объекты, как АЭС, в советское время строились военными строителями). И увлекся. С тех пор я побывал на восьми атомных станциях Советского Союза, на некоторых – многократно. Я был на празднике пуска Игналинской АЭС в 1984-м и на панихиде по ее закрытию в 2009-м. Мое интервью с последним гендиректором работающей Игналины можно прочитать здесь.
За последние три дня я связался с тремя своими друзьями – специалистами, работающими в области ядерной безопасности (из аппарата г-на Кириенко, из структуры Росэнергоатома и с действующей АЭС). Хотел взять у них комментарий по поводу японской аварии. Все трое наотрез отказались от интервью: начальство запретило строго-настрого. Но неофициально они мне информацию таки дали. И информация сия такова: а черт его знает, что там происходит на «Фукусиме». Сам Кириенко, да что там Кириенко, сам МАГАТЭ не знает. Японцы либо молчат, либо говорят не все. Из моих воспоминаний и вчерашних разговоров с друзьями-специалистами стало понятно вот что.
ВСЕ ХОРОШО, ПРЕКРАСНАЯ МАРКИЗА
Почитаем для начала ленты новостей, они сейчас более красноречивы, чем японские официальные лица. Итак: 11 марта – землетрясение, цунами. Генсек правительства Японии Юкио Эдано созывает пресс-конференцию и сообщает: есть небольшие проблемки – вышла из строя система охлаждения. Но ничего страшного, ситуация под контролем, загрязнения среды не будет. Премьер-министр Японии Наото Кан докладывает президенту США Бараку Обаме, что никаких признаков утечки радиации нет. Чуть позже выяснится, что внутри здания радиационный фон к тому времени уже превысил допустимые нормы в тысячу раз.
12 марта – информационное агентство «Киодо» сообщает, что возле первого блока АЭС обнаружен радиоактивный цезий. Это означает: активная зона реактора уже плавится, то есть вода в реакторе выкипела настолько, что топливные элементы обнажились. Потом звучит взрыв (о нем сообщает японское ТВ). Официальных комментариев по теме еще нет. Через несколько часов генсек Японии Эдано подтверждает этот факт, но успокаивает: реактор цел, взорвался водород, не бойтесь. МАГАТЭ тоже ничего толком не знает, поскольку дает туманные комментарии, что, мол, аварию в Японии, возможно, стоит признать аварией четвертого уровня по шкале INES… На момент написания статьи МАГАТЭ уже присвоило аварии 6-й уровень (7-й уровень – это край, это Чернобыль).
13 марта – вся «запасная» чистая вода на станции «Фукусима» уже кончилась: выкипела, в реакторы для охлаждения решено качать морскую воду. Мировую общественность принялся успокаивать заместитель гендиректора «Росатома» Александр Локшин. Он сообщает, что постоянно находится на связи с токийским кризисным центром и МАГАТЭ. И, по его информации, японцам удалось наладить закачку морской воды в третий реактор. Так что все почти в порядке, ситуация стабилизирована.
14 марта – взлетает на воздух вся верхняя половина здания третьего реактора. Взлетает высоко, метров на 300. Генсек японского правительства Эдано, собрав экстренную пресс-конференцию, докладывает, что ничего страшного – реактор цел. Японские телевизионщики тут же сообщают, что полностью вышла из строя система охлаждения уже второго реактора.
Ну и так далее по нарастающей. 15 марта взрывается водород на втором реакторе, загорается четвертый реактор и хранилище отработанных ядерных отходов. Начинают опасно разогреваться пятый и шестой реакторы станции. Уровень радиации на станции уже такой, что персоналу нельзя находиться в залах управления. Аварии, наконец, присвоен 6-й уровень опасности.
16 марта. Компания-оператор станции расписывается в собственном бессилии, сообщая, что не может обеспечить охлаждение хранилища отработанного топлива. Приходит информация, что корпус второго реактора может быть поврежден, во всех ректорах расплавлены активные зоны и опять горит четвертый блок. Япония просит Южную Корею продать ей борной кислоты из национальных запасов для заливки хранилища ядерных отходов (своя кончилась). А полиция Токио жертвует атомному гиганту свою водяную пушку для разгона демонстраций – заливать это хранилище. При этом выясняется, что за 5 дней, прошедших после аварии, еще не расчищена дорога, ведущая к станции. К ней просто не могут подъехать пожарные машины… И ЭТО – МОГУЧАЯ ЯПОНИЯ?
Да это – великая индустриальная держава, третья экономика в мире – Япония. Это – великое, воспетое всеми поэтами и экономистами мира японское совершенство. А события, развивавшиеся последние 5 дней на ее самом большом атомном комплексе «Фукусима», до боли напоминают по уровню бардака и беспомощности события 25-летней давности в Чернобыле. Времен заката Советского Союза.
Но и это еще не главное. Главный вопрос: как технически могло случиться, что огромный атомный комплекс, самый большой в мире, стоящий в самом сейсмоопасном районе мира, на берегу океана, настолько был не готов к разгулу стихии? Японцы, которых «трясет» по три раза на дню, не предвидели, что однажды может случиться одновременно и землетрясение, и цунами? Так коммунальные службы России каждый год удивляются, что наступила зима.
Дело-то в том, что все 6 реакторов Фукусимской АЭС перенесли подземный толчок без повреждений. И если бы их насосам системы охлаждения было достаточно электроэнергии, никакой аварии бы не произошло. Для охлаждения реакторов ВВЭР (именно такие работали там) вполне достаточно двух суток работы системы охлаждения, чтобы спокойно остыть без эксцессов.
Но дизель-генераторы, которые должны были питать эти насосы, залило цунами, и они вышли из строя. А никакого другого резервного питания на станции не оказалось. Только сейчас туда подтягивают кабель (5 дней прошло) от внешней электросети, чтобы запитать ее системы безопасности. Поздновато догадались.
Есть еще один простой способ спасти дизеля от воды. Советский танк Т-55 (1955 года выпуска) с прикрученной трубой воздухозаборника спокойно преодолевает реки глубиной до 8 метров. Срисовать чертеж советского танкового воздухозаборника за 50 лет можно было? И прикрутить к дизелям аварийного питания АЭС.
Кстати, о годах. Первый реактор «Фукусимы» вполне можно называть дедушкой атомной энергетики. Его пустили в строй еще в далеком 1971 году. Ему уже «40 лет в обед». Остальные погоревшие реакторы лишь немногим моложе. В те времена на безопасность атомной энергетики были другие взгляды, понимаю. Но возникает законный вопрос: почему великое и ужасное МАГАТЭ так настойчиво требовало немедленного закрытия Игналинской АЭС, объясняя, что ее техника устарела и потому небезопасна? Реакторы-то Игналины на 20 лет и на 2 поколения моложе! И, по мнению специалистов, они-то как раз и могли бы перенести японское землетрясение с цунами. ПОМОЛИМСЯ ЗА ЛИКВИДАТОРОВ
На момент написания этой статьи перспектива АЭС «Фукусима 1» мрачна. По лучшему сценарию бедным японским ликвидаторам аварии удастся-таки наладить закачку морской воды во все 6 реакторов станции и бассейны-охладители отработанного ядерного топлива. Тогда реакторы еще две–три недели попыхают в земную атмосферу радиоактивным паром и остынут.
По худшему – не удастся. Тогда, скорее всего, вода в реакторах выкипит совсем, ядерное топливо вместе с конструкциями расплавится и прожжет стальное дно реактора. После этого раскаленная радиоактивная масса ахнется в воду, скопившуюся на дне отсека, и произойдет большой «бум» наподобие чернобыльского. Расплавленные уран, плутоний, цирконий и еще чертова куча продуктов деления в соединении с водой дают хороший взрыв с выбросом.
Сейчас вся надежда на простых японских парней – рабочих и инженеров, которые в настоящий момент скачут вокруг престарелого японского атомного чуда в этом чудесном японском бардаке, пытаясь залить морской водой мировую катастрофу. Дай бог им всем выжить.