В Японии есть один шокирующий иноземцев похоронный обычай – выступающий на панихиде обычно поворачивается спиной к собравшимся и лицом к гробу с покойным. Свою речь он строит как прямой разговор с усопшим, что для непривычного к такой традиции иностранца звучит малость жутковато.
Именно так сегодня вели себя император Японии Акихито и премьер-министр страны Синдзо Абэ на траурной церемонии в Национальном театре в центре Токио по случаю второй годовщины страшных стихийных бедствий, потрясших северо-восток страны 11 марта 2011 года. Только роль гроба и фотографии усопшего выполнял там четырехгранный деревянный столб с надписью черными иероглифами – Души жертв Великого Восточно-Японского землетрясении. Их много: в списке погибших – почти 15,9 тысячи человек, около 2,7 тысячи считаются пропавшими без вести. Это значит, что тела их не нашли, хотя упрямые поиски продолжаются по сей день. Только сегодня на дно у пострадавших районов вновь ушли на поиски водолазы-добровольцы.
Я никогда не забуду тот тягучий подземный толчок необычайной силы, который заставил 11 марта 2011 года скрипеть и раскачиваться наш дом на юго-западе Токио. Мы выскочили во двор, где пришлось расставить ноги пошире – земля ходила ходуном, как палуба катера по время шторма. А в это время на побережье северо-восточной Японии уже шли цунами, вызванные чудовищным землетрясением магнитудой 9,0. При ударе о берег высота этих волн в некоторых местах вырастала до 40 метров. Были сметены целые населенные пункты и городские кварталы, практически все погибшие – жертвы цунами.
Российский отряд спасателей МЧС прибыл в Японию уже 14 марта, но в зоне сплошных разрушений эти опытные и самоотверженные люди так и не смогли найти ни одного живого человека. А их командир сказал мне, что куда больше последствий цунами его беспокоит ситуация на пострадавшей АЭС «Фукусима-1». И он оказался прав.
Когда в Токио после взрывов водорода на этой атомной станции подскочил радиационный фон, я стал готовить корпункт и сотрудников к эвакуации. Благо денег из Москвы быстро подкинули. Из японской столицы побежали некоторые западные посольства, иностранные журналисты. Но мне знающие люди посоветовали: следи, Вася, за американцами. У них в Японии есть свои возможности точного замера радиации, прогнозирования, сбора прочей информации. Пока американское посольство остается в Токио – можно не трепыхаться. Короче, эвакуироваться не пришлось, а гигантский богатый город пережил тогда фантастические времена. Исчез бензин и вместе с ним машины с улиц, возникли перебои с питьевой водой в бутылках и хлебом, туалетной бумагой. Погасла значительная часть уличной рекламы, отключили многие лифты и эскалаторы, город погрузился в полумрак – экономия электроэнергии!
Теперь, конечно, все это позади. Токио вернулся к своей обычной бурной жизни, все вошло в привычную колею, словно и не было ничего. Впрочем, осталась привычка поглядывать на сайты с данными о радиации в водопроводной воде, в воздухе и т.д. Некоторые по-прежнему не слишком охотно покупают провизию из районов прилегающих к Фукусиме, хотя в стране налажена система тщательной проверки, а первые страхи сильно поумерились.
Но 11 марта 2011 года еще долго будут аукаться. В Японии 315 тыс человек по-прежнему ведут жизнь беженцев. Это те, кто лишился жилья из-за удара цунами, или был эвакуирован из районов вокруг «Фукусима-1». Кто побогаче, - снимает или уже купил новые дома и квартиры. Кто победнее - расселен бесплатно в стандартные семейные домики с кондиционерами и газом. Жить там можно, но тесно. На полное завершение строительства стационарного комфортабельного жилья для этих людей потребуется еще два-три года. Есть сложности с обеспечением участков под такую застройку. Возникла и неожиданная загвоздка: правительство хочет возводить новые жилые кварталы на возвышенностях, чтобы больше не бояться цунами. Однако многие люди хотят поближе к морю – они привыкли из поколения в поколение жить на берегу.
Есть колоссальная проблема с обломками: цунами же перемололи целые городки. Объем такого мусора поражает воображение – 27,6 миллионов тонн! Пока переработано и утилизовано лишь 46 проц этой колоссальной горы деревящек, скрученного металла, битого стекла и пластмассы, кусков бетона. По данным опросов среди руководства органов местного самоуправление, на полное устранение последствий бедствия в зоне цунами уйдет 5-10 лет.
Ну, и, конечно, чертова «Фукусима-1». В прошлом году были опубликованы предварительные отчеты независимых комиссий, которые врезали и по чиновникам, и по оператору станции, энергетической компании ТЭПКО, считавшим, что в районе станции не может быть цунами такой высоты. И не приняли мер безопасности на все мыслимые случаи. Расследование идет очень тщательно и, разумеется, выйдет на предъявление судебных обвинений – в Японии это процесс неспешный.
Радиационный фон в запретной зоне вокруг АЭС теперь сократился вдвое по сравнению с тем, что было два года назад. Идут дезактивационные работы, в некоторые ранее закрытые районы уже вернулись люди. В основном очистку жилой части территории там предполагают завершить к апрелю 2015 года, хотя, думаю, сроки будут сдвигаться. И совсем непонятно, что делать с густыми фукусимскими лесами, на который выпал основной массив радиоактивных осадков.
Саму станцию предполагают полностью демонтировать за предстоящие 40 лет, хотя власти очень хотят ускорить работы. Проблем там полно, но они в целом локализованы. И, главное, - повальные, непрерывно идущие медицинские осмотры не выявили каких-либо признаков радиационного поражения населения. Особенно внимательно следят за детьми Фукусимы – щитовидную железу ребенка радиация поражает быстро. Пока вроде бы все в норме, но японцы начеку: проблемы с онкологией могут проявиться и через несколько лет.