Авария на японской атомной станции "Фукусима-1" стала для атомной энергетики самым сильным потрясением со времен чернобыльской трагедии. О том, почему японский сценарий не может повториться в России, какие последствия повлечет за собой японская авария для российской атомной энергетики в целом и Курской АЭС, которая всего на шесть лет моложе "Фукусимы-1", в частности, в интервью РИА Новости рассказал директор Курской атомной станции, вице-президент Ядерного общества России Николай Сорокин.
- Николай Михайлович, главный вопрос, которым наверняка задавались после аварии на "Фукусиме-1" жители всех российских регионов, где расположены атомные станции: "А может ли такое произойти у нас?". Как бы ответили на него как директор КуАЭС?
- Сценарий "Фукусимы-1" не может повториться на КуАЭС, как и на других девяти атомных станциях России, по ряду причин. Во-первых, у нас нет и не может быть цунами. Во-вторых, нет такой сейсмики. Согласно существующему законодательству, в России АЭС не могут строиться на площадках с сейсмичностью более 9 баллов. Сейсмичность территории, где расположена КуАЭС, составляет не более 5 баллов. При этом станция рассчитана на проектное землетрясение в 7 баллов. Впрочем, за всю историю наблюдений таких землетрясений в регионе не было.
В-третьих, на КуАЭС по сравнению с "Фукусимой-1" более развиты системы, обеспечивающие безопасность: больше запасы воды для охлаждения ядерного топлива, выше уровень обеспеченности автономными электроснабжающими установками для подачи этой воды. Так, например, у нас имеется 16 дизель-генераторов общей мощностью 78 тысяч киловатт. Есть разветвленная система высоковольтных линий электропередачи, которые расходятся от станции во множестве направлений, и их невозможно обесточить в короткое время, тем более одновременно, и ряд других проектных решений, обеспечивающих безопасность.
- Предусмотрена ли на КуАЭС какая-либо система защиты от землетрясений, оповещающая персонал и позволяющая ему среагировать на угрозу в короткие сроки?
- В районе расположения Курской атомной станции ведется постоянный мониторинг сейсмической активности. Его ведут в автоматическом режиме три сейсмостанции, которые обслуживает ОАО "Атомэнергопроект". За все время наблюдений регистрировались толчки известного происхождения – при промышленных взрывах в карьерах Михайловского ГОКа, а также трехбалльные толчки от землетрясения в Молдавии. В опытно-промышленной эксплуатации находится система сейсмической защиты. Она обеспечивает выдачу сигналов при наличии сейсмических явлений.
- Существуют ли факторы, которые могут привести к трагедии на КуАЭС?
- После событий на "Фукусиме-1" мы провели анализ системы безопасности на предприятии, оценив реалии нашего региона, и не обнаружили реальных некомпенсируемых угроз безопасности Курской АЭС. Хотя предложения по дальнейшему повышению надежности работы КуАЭС у нас, безусловно, есть.
Кроме того, по заданию концерна "Росэнергоатом" сотрудники КуАЭС смоделировали всевозможные, в том числе самые невероятные в наших условиях сценарии аварий. Рассматривали такие ситуации, при которых станция, несмотря на разветвленную сеть электроснабжения, гипотетически теряет связь с энергосистемой и подача охлаждающей воды прекращается, как на "Фукусиме". Однако даже в самой неблагоприятной ситуации у нас остаются запасные источники электроснабжения и подачи воды.
Кроме того, КуАЭС обеспечена многократно дублируемыми средствами связи, многие из которых совершенно автономны и будут работать даже при повреждении кабельной телефонной, мобильной и других видов связи. Это позволит в любой ситуации связаться с Кризисным центром "Росатома", и в течение нескольких часов ведущие российские специалисты в области атомной энергетики, а также спасательные бригады из обученых сотрудников атомной отрасли, а при необходимости и государственных структур будут готовы прибыть на место. Поэтому, как руководитель КуАЭС, могу утверждать: безопасность станции будет обеспечена. Она может быть остановлена, но реальной опасности для населения и окружающей среды создавать не будет.
- Что, по вашему мнению, как эксперта в области атомной энергетики было сделано не так при ликвидации аварии на "Фукусиме-1"?
- Трудно об этом судить, не имея полной информации. По информации из СМИ у меня сложилось впечатление, что в атомной энергетике Японии довольно громоздкая иерархическая структура управления, которая затрудняет оперативное принятие решений. Если бы, не приведи Бог, что-то подобное произошло на любой из 10 российских АЭС, благодаря постоянно действующей системе противоаварийного реагирования, о которой я уже говорил, в течение короткого времени на место прибыли бы все необходимые специалисты и все необходимые ресурсы были бы задействованы. Как это происходило в Японии, достоверно не знаю. В чем я абсолютно уверен, так это в том, что персонал аварийной АЭС сделал все, что должен и мог, в тех тяжелых условиях.
- Какие настроения у персонала КуАЭС после аварии в Японии?
- Естественно, сопереживание, тревога за японских коллег и за развитие ситуации. Снять напряженность, не допустить информационного вакуума позволяет своевременное доведение объективной информации, получаемой из различных источников, о состоянии на АЭС "Фукусима" до специалистов основных подразделений нашей станции.
Уже на следующий день после известия о проблемах на японской АЭС мы утвердили график дополнительных тренировок персонала. В течение полутора месяцев группы сотрудников будут отрабатывать работу в критических условиях, сходных с условиями на "Фукусиме-1": потеря электроснабжения и прекращение подачи воды для охлаждения ядерного топлива. Кстати, замечу, что сегодня на КуАЭС более тысячи сотрудников подготовлены для работы в критических ситуациях. Учения на станции проходят регулярно.
- Сегодня два блока КуАЭС работают на мощности 105%. Не планируется ли снизить этот показатель после японских событий?
- Проведенный нами анализ работы станции сегодня находится на рассмотрении в концерне "Росэнергоатом", по результатам которого будет принято решение относительно порядка дальнейшей работы энергоблоков. Каких-либо предпосылок, чтобы снижать мощность первого и второго блока, сегодня нет.
Повышение мощности – та работа, которая ведется во всех странах и достигается не за счет перегруза системы, а за счет повышения качественных показателей работы реактора. В частности, перехода на новое топливо. Поэтому технических причин для снижения мощности нет.
- Как вы думаете, повлияют ли события на "Фукусиме-1" на решения о строительстве пятого энергоблока КуАЭС, станции замещения КуАЭС-2 и продления сроков эксплуатации энергоблоков №3 и №4, решение по которым будет принято в 2013 и 2015 году?
- Что касается пятого энергоблока, то хотя решения по нему сегодня нет, приоритет, очевидно, будет отдан строительству станции замещения КуАЭС-2 с использованием нового типа реактора ВВЭР-ТОИ, на сегодняшний день наиболее совершенного и надежного. Не вижу технических причин для пересмотра планов ее строительства, но коррективы в них после аварии на "Фукусиме" могут быть внесены. С учетом последних событий, думаю, потребуется провести дополнительный анализ проектных подходов и, возможно, внести поправки в проект. Если для этого потребуется увеличить сроки строительства КуАЭС-2, думаю, это будет сделано.
Сегодня мы готовим документацию на продление сроков эксплуатации блоков №3 и №4 и, по моему мнению, также не существует оснований для того, чтобы решение о продлении срока службы этих блоков не было принято.
- Какой объем инвестиций "Концерн Росэнергоатом" выделит для КуАЭС в 2011 году?
- Более 14 миллиардов рублей, в то время как в 2010 году – 8 миллиардов рублей. Основные направления расходования инвестиционных средств в этом году – модернизация энергоблоков, строительство объектов обращения с отработавшим топливом, объектов обращения с радиоактивными отходами.
- Планируется ли выделение дополнительных средств в 2011 году на мероприятия по дальнейшей модернизации станции?
- Как я уже сказал, отчеты о состоянии безопасности, проведенные персоналом всех российских АЭС, сейчас изучаются специалистами "Росэнергоатома". Уверен, что на все мероприятия, которые будут признаны необходимыми, будут выделены дополнительные средства.