Пятница, 26.04.2024

Авария на "Фукусима-1" не добавила радионуклидов рыбе морей Дальнего Востока – ученые

Владивосток, 8 февраля, PrimaMedia. Данные многолетних исследований ТИНРО-Центра радиационной обстановки на Дальневосточном бассейне позволяют сделать вывод о том, что авария на атомной электростанции "Фукусима-1", произошедшая в Японии в 2011 году, не оказала отрицательного влияния на радиационный фон в российских рыбопромысловых зонах. Все полученные значения концентраций антропогенных радионуклидов в водных биообъектах и среде их обитания соответствовали доаварийному уровню, сообщает РИА PrimaMedia со ссылкой на официальный сайт Тихоокеанского научно-исследовательского рыбохозяйственного центра (ТИНРО-Центр).

Как следует из сообщения на www.tinro-center.ru, результаты исследований радиационной обстановки в промысловых районах исключительной экономзоны России в Японском, Охотском, Беринговом морях и в северо-западной части Тихого океана за 2015 год были подготовлены и переданы в Ассоциацию добытчиков минтая по просьбе рыбодобытчиков в связи с заявлениями в южнокорейской прессе об обнаружении в допустимых концентрациях радиоактивных элементов (Cs-137) в образцах минтая и трески, добытых в российских водах.

Ученые напомнили, что искусственные радионуклиды глобального происхождения, в том числе Cs-137 и Sr-90, присутствуют в любом живом организме планеты, участвуют в биогеохимических круговоротах в природе, создавая радиоактивный фон. Тем не менее, наличий опасных концентраций радионуклидов в массовых объектах российского промысла в 2015 года не отмечалось.

Величины радионуклида Cs-137, обнаруженные в образцах минтая и трески южнокорейскими специалистами, составили всего 0,37 и 1,09 Бк/кг соответственно. Это значительно ниже уровня допустимого санитарными нормами Республики Корея (100 Бк/кг) и также намного ниже санитарных норм Российской Федерации. Поэтому исследования корейских ученых в очередной раз подтвердили наблюдения и выводы ТИНРО-Центра о безопасности российского минтая и трески.

В 2015 году наблюдения за радиационной обстановкой в промысловых районах Дальневосточного бассейна вели семь судов ТИНРО-Центра. В ходе экспедиций ежесуточно выполнялись измерения радиационного фона воздуха, воды и уловов с использованием профессиональных дозиметров МКС-01СА1М, МКС-05 "Терра", ДКГ-РМ1203М.

За период с марта по ноябрь 2015 года было выполнено более 6,5 тысяч измерений радиационного фона воздуха, воды и уловов. Обобщение и анализ полученных данных показал, что в российской экономической зоне дальневосточных морей и северо-западной части Тихого океана радиационный фон составлял 5-12 мкР/ч – т.е. находился в норме.

Кроме того, были исследованы основные промысловые рыбы Дальневосточного бассейна на содержание антропогенных радионуклидов цезия-137 и стронция-90: в Японском море – камбалы колючая, малоротая, желтополосая, минтай, терпуг одноперый, в Охотском море – минтай, сельдь тихоокеанская, в Беринговом море – минтай, в северо-западной части Тихого океана – горбуша.

Полученные специалистами ТИНРО-Центра результаты радиоизотопного исследования показали, что содержание цезия-137 и стронция-90 находилось в норме и слабо отличалось в выборках разных видов рыб в дальневосточных морях и северо-западной части Тихого океана: удельная активность Cs-137 колебались от 0,4 до 1,2 Бк/кг, а Sr-90 – от 0,6 до 1,0 Бк/кг сырой массы. Это намного ниже допустимых уровней радионуклидов, отмечается в сообщении на www.tinro-center.ru.

Исследованные учеными образцы минтая в заливе Петра Великого Японского моря и в Охотском море были мелкие по размеру и содержание Cs-137 составляло 0,42 и 0,56 Бк/кг соответственно. Для анализа беринговоморского минтая были взяты более крупные особи 1,0-1,2 кг и удельная активность Cs-137 в них составляла 0,83 Бк/кг сырой массы.

Данные многолетних исследований ТИНРО-Центра радиационной обстановки на Дальневосточном бассейне позволяют сделать вывод о том, что авария на атомной электростанции "Фукусима-1", произошедшая в Японии в 2011 году, не оказала отрицательного влияния на радиационный фон в российских рыбопромысловых зонах. Все полученные значения концентраций антропогенных радионуклидов в водных биообъектах и среде их обитания соответствовали доаварийному уровню, резюмирует www.tinro-center.ru.

— Я думаю, в целом сообщение ТИНРО-Центра должно успокоить и корейцев, и жителей Приморья. Потому что корейские специалисты в образцах минтая и трески нашли дозы, которые ниже допустимых санитарных норм Республики Корея в 100 раз, то есть меньше 1%. Видимо, раз корейцы тоже ничего не обнаружили, то все в порядке, — прокомментировал главный научный сотрудник Тихоокеанского океанологического института им. В.И. Ильичева ДВО РАН, доктор биологических наук Владимир Раков. – Лично я ничего страшного не вижу. Конечно, хотелось бы, для большей объективности, чтобы были исследованы и другие промысловые объекты.