Вторник, 16.04.2024

Землетрясение сделало район Фукусимы более сейсмоопасным - ученые

МОСКВА, 14 фев - РИА Новости. Геологические изменения, произошедшие в результате мощнейшего землетрясения 11 марта 2011 года, сделали район японской АЭС "Фукусима-1" более сейсмоопасным, и власти должны усилить меры по обеспечению сейсмической устойчивости в этом регионе, говорится в статье, опубликованной группой японских ученых в журнале Solid Earth.

В Японии 11 марта 2011 года произошло мощное землетрясение магнитудой 9,0, за ним последовало цунами, высота и сила которого превысила все прогнозы. Высота воды в некоторых местах превышала 30-метровую отметку. Цунами стало причиной аварии на АЭС "Фукусима-1", в результате которой произошли утечки радиоактивных веществ в воздух и воду.

"В районе АЭС есть несколько активных геологических разломов, и наши данные показывают, что подобные структурные аномалии присутствуют, и в районе Фукусимы, и в районе города Иваки. Учитывая, что недавно в районе Иваки произошло мощное землетрясение, мы думаем, что, возможно, такое же сильное землетрясение может произойти в Фукусиме", - говорит руководитель исследования Да Пэн Чжао (Dapeng Zhao), профессор университета Тохоку.
Ping Tong, Dapeng Zhao, Dinghui Yang
Карта Японии с указанием эпицентров землетрясений 11 марта и 11 апреля 2011 года и активных вулканов.

Землетрясение магнитудой 7, произошедшее в районе Иваки 11 апреля 2011 года, стало сильнейшим афтершоком землетрясения 11 марта. Авторы статьи показали, что это землетрясение было спровоцировано током жидкости, двигающейся вверх к поверхности из-под погружающейся тихоокеанской плиты. Тихоокеанская тектоническая плита "ныряет" вниз у берегов северо-восточной Японии, что вызывает рост температуры и давления в недрах. Это ведет к высвобождению воды из породы - формирующиеся потоки жидкости менее плотны и поднимаются к верхним слоям коры.

Поднимающаяся жидкость снижает трение в геологических разломах и таким образом может спровоцировать сильное землетрясение. Именно это, по мнению ученых, стало причиной землетрясения в Иваки.

Авторы статьи проанализировали данные о шести тысячах подземных толчков, зафиксированных японскими сейсмостанциями в период с июня 2002 по октябрь 2011 года, с помощью техники так называемой "сейсмической томографии", которая позволяет "просветить" недра Земли.

Обнаруженные ими потоки жидкости, поднимающиеся к верхним слоям коры, делают более вероятным крупное землетрясение в регионе в ближайшем будущем.

Ученые подчеркивают, что эти факты следует учитывать при расчете сейсмоустойчивости зданий и сооружений в регионе.