Аварии на Чернобыльской АЭС и АЭС в Фукусиме ознаменовали собой новый тип катастроф, которых человечество не знало доселе. Ядерный кризис, который переживает Япония, ставит нас перед необходимостью извлечь, наконец, уроки из катастрофы, произошедшей на украинской атомной станции 25 лет назад. Об этом пишет Фредерик Лемаршан, социолог, сотрудник французского Научно-исследовательского центра по изучению риска и уязвимости, в статье, опубликованной в газете «Монд». Четверть века спустя после Чернобыльской катастрофы мир до сих пор не осознал во всей полноты значения этого события, несмотря на то, что именно с ним сравнивают сейчас аварию на АЭС в Фукусиме, - такова главная предпосылка автора.
Фредерик Лемаршан, который сам неоднократно посещал зараженные зоны на Украине и в Белоруссии, подчеркивает, насколько тем, кто видят в Фукусиме повторение Чернобыля, отчаянно не хватает привязки к фактическим событиям произошедшего 25 лет назад.
Ведь Чернобыль, ставший «премьерой» катастроф нового типа, захватил врасплох государство, инженеров, население, не оставив им никаких средств, чтобы противостоять произошедшему. В принципе, в Фукусиме о подобном речи не идет, отмечает автор, напоминая, что и после «битвы за Чернобыль» 8 миллионов человек продолжают проживать в районах, официально признанных зараженными.
Чернобыльская катастрофа – в греческом значении термина «катастрофа» (переворот, ниспровержение) – стала событием, сравнимым, разве что, с Великим лиссабонским землетрясением (которое, кстати, тоже сопровождалось цунами). Лиссабонское землетрясение в 1755 году произвело и «политическое землетрясение», «землетрясение идей», втолкнувшее Европу в мир новой философии.
А разве трагедии Чернобыля и Фукусимы не побуждают нас оставить навсегда тот образ лучшего из миров, в котором человек всецело вверил свою судьбу технике?
Ведь в случае Фукусимы рухнул уже не тот далекий мир, который ассоциировали с советской моделью, к мифологическим представлениям о котором так часто привязывают Чернобыль. Вместе с катастрофой на АЭС в Фукусиме речь идет о крушении западной, либеральной модели, не мыслящей АЭС без защитного корпуса над реактором и включающей те методы техобслуживания атомных электростанций, которые мы считаем самыми надежными.
Так что не будем заблуждаться: авария на Фукусиме – это вовсе не начало какой-то новой истории, это продолжение истории Чернобыля, - настаивает Фредерик Лемаршан и пытается заглянуть в будущее.
Первое, чему меня научили выжившие в Чернобыле ликвидаторы – это то, что никакого «возвращения к нормальной жизни» после крупномасштабного ядреного поражения не будет. Ядерное загрязнение создает новую воображаемую географическую карту, с «зонами», чьи границы рисуют ветер и дожди, разносящие радиацию, где невозможна жизнь человека.
Именно это предвидел в своем фильме «Сталкер» 1975 года режиссер Андрей Тарковский…
Источник: http://rus.ruvr.ru/2011/04/19/49129593.html Похожие материалы: |