"Нет, ничего. Я ничего не планирую на Новый год. Совсем ничего. Никто не придет". Застенчивая круглолицая женщина в защитной маске произносила эти слова так, будто метала дротики в мишень. За минуту до этого она весело смеялась вместе с другими бывшими жителями городка Томиока, вспоминая одного их общего знакомого. Но, когда я спросил ее о празднике, она помрачнела.
До тройного кошмара 11 марта 2011 года - землетрясения, цунами и ядерного взрыва - в Томиоке жили 15.839 человек. Все они уехали, остался лишь один, Мацумура Наото, ныне известный рисовод. Он отказывается бросить свое крестьянское хозяйство, которым занимались пять поколений его предков.
Остальные живут в состоянии растерянности и отчаяния, которое усилилось 25 марта 2013 года, когда правительство разделило этот город площадью 25 квадратных миль на три зоны: в одну никогда нельзя будет вернуться; во вторую можно приезжать на короткое время; в третьей идет подготовка к возвращению эвакуированных. При делении города на зоны учитывается степень допустимой годовой интенсивности радиации. Зоны - это улицы, у которых одна сторона "безопасная", а на другой стороне дома останутся нежилыми в течение десятков, а то и тысяч лет.
Все понимают, что деление города на зоны играет решающую роль, когда идет речь о выплате компенсаций. Если ваше имущество сохранилось, но находится в запретной зоне, то вам больше не будут платить за его утрату. Такие нюансы хорошо понятны жителям, которые уже четвертую зиму проводят в изгнании.
Жизнь внутренних изгнанников
Многих жителей Томиоки поселили в 25 милях от родных мест, в Михару, городе знаменитом своим вишневым деревом, возраст которого - тысяча лет. Сейчас здесь проживает около 2 тысяч беженцев из тех 140 тысяч, которых называют просто "переселенцами". Термина "лица, переселенные в связи с атомной аварией" не существует.
Лагерь для эвакуированных в связи с аварией на АЭС "Фукусима-1" . Япония, 23 августа 2013 г. Фото: Tomas Munita / The New York Times.
(Фоторепортаж об "атомных переселенцах" в г. Когияма, преф. Фукусима)
На днях небольшая группа "навсегда переселенных" собралась в ярко освещенной гостиной, расположенной в одном из стоящих тесными рядами домиков песочного цвета, разделенных на комнатушки для семейных пар и одиноких (в основном, 60- и 70-летних). Среди них выделялся мужчина лет 50. До аварии он занимался поставкой обедов для рабочих АЭС "Фукусима". Он полон энергии и, конечно, мог уехать куда угодно, но живет здесь из-за своего любимого дога, который остался в Томиоке. Хозяин навещает его несколько раз в неделю и никогда не бросит.
Еще несколько месяцев назад многие переселенцы верили в возможность вернуться домой. Теперь один из собравшихся говорит: "Если бы только мне раньше сказали, что я не смогу вернуться в свой дом, я бы забрал семью, уехал в префектуру Аомори, и мы были бы вместе".
Разлученные семьи - еще одна проблема переселенцев. Дети и внуки оказались разбросаны по всей Японии; они редко могут навещать своих стариков.
Временные убежища - это маленькие помещения. Свежевыкрашенные указательные знаки приветливо показывают дорогу к домам переселенцев, но жители этих убежищ знают, что их считают помехой: "Очень скоро начинаешь понимать, что ты здесь нежеланный гость".
Выигравшая в лотерею
У одной женщины оказался неожиданный сюрприз для собравшихся. "Извините, что я не сказала вам раньше, - сказала она. - Я участвовала в жилищной лотерее, и мне стыдно вам сказать, но я выиграла. Простите меня. Через несколько недель я перееду в постоянный дом. Он небольшой. Надеюсь, вы меня простите".
Недавно принятая жилищная политика включает в себя и такой вариант получения жилья: если вам повезет выиграть квартиру, и если вы проживете больше 11 лет, тогда вам придется вносить за нее квартплату. Об этих маленьких, но существенных деталях чиновники не распространяются, поэтому об оплате выигранного жилья женщина, конечно, не знает, как не знает и любой другой, окажись он на ее месте. Уже этой зимой она распрощается с убежищем и переедет на новое место, которое будет называть своим домом. А некоторые из оставшихся пополнят печальную статистику, которая прослеживается после событий марта 2011 года: эвакуированные фукусимцы чаще умирают от причин, связанных со стрессом, чем от заболеваний, вызванных атомной аварией.
Автор: Алексис Дадден.
Источник: Truth-out.org, 4 января 2015 г.
Источник: http://www.truth-out.org/news/item/28340-the-fourth-winter-of-fukushima Похожие материалы: |