На траверзе Фукусимы
На 200-метровую глубину, где царствуют кромешный мрак и колоссальное давление водных толщ, погружали свою аппаратуру ученые с борта исследовательского судна «Профессор Хлюстин». Организованная минувшей осенью Русским географическим обществом, вот уже третья по счету экспедиция продолжила наблюдения за радиационной обстановкой в Японском море и северо-западной части Тихого океана. С ее предварительными итогами нас согласился познакомить Сергей Иванов, сотрудник одного из головных научных учреждений системы Роспотребнадзора – Санкт-Петербургского НИИ радиационной гигиены имени П. Рамзаева.
Схема маршрута экспедиции
– Выйдя из Владивостока 25 сентября, мы вернулись обратно через месяц, преодолев в общей сложности почти 4,5 тыс. морских миль, – сообщил Сергей Анатольевич. – Две станции, а проще говоря, остановки с отбором проб морской воды сделали в Японском море. Еще на восьми станциях поработали, спускаясь вдоль северо-восточного побережья острова Хонсю и примерно на траверзе АЭС «Фукусима-1». Вдобавок в ходе экспедиции каждые четыре часа проводили замеры радиационного фона и ежесуточно исследовали воздушные аэрозоли…
Отбор проб морской воды
Кстати, об аэрозолях. Их для анализов «поставляют» на Тихом океане не только морские туманы, но и традиционные в эту пору тайфуны. А штормовые волны, верхушки которых распыляют резкие порывы ветра, буквально гонялись за учеными. Один из осенних тайфунов оказался настолько мощным, что из ряда прибрежных районов Японии началась эвакуация населения. В этих условиях экспедиция вынуждена была искать стоянки для укрытия, уйдя сначала к Курилам, а затем и к южному Сахалину. В итоге, как отметил С. Иванов, запланированную высадку на островах Симушир и Уруп пришлось отменить. Переждав очередной шторм в заливе Анива, корабль проследовал через пролив Лаперуза курсом на бухту Джигит в Приморье. Именно там, наконец, и удалось провести сухопутный этап экспедиции. Например, чтобы определить содержание трития, ученые взяли здесь пробы растительности, почвы и воды, а также измерили специальными приборами загрязнение поверхности суши еще одним «фукусимским» радионуклидом – цезием.
– Во время плавания мы отбирали и исследовали еще и морских обитателей, – добавил С. Иванов. – Изучали, в частности, бычков, треску, кальмара и камбалу. Так вот, по данным судовых измерений, содержание в них цезия-134 и цезия-137 оказалось ниже пределов детектирования. Проще говоря, даже самые современные и чувствительные приборы не сумели уловить «фукусимские» следы в водных биоресурсах, которые добывают возле ваших островов…
Добавим: в минувшей экспедиции наряду с учеными санкт-петербургского НИИ работали также представители радиевого института им. В. Хлопина (Росатом), Росгидромета, Минтранса и Минобороны России. Внушительно выглядит и список применявшегося при исследованиях оборудования – начиная со сложнейших приборов от американских, шведских и других зарубежных производителей и заканчивая комплексом радиационной разведки «Пионер». Общий же вывод специалистов однозначен: последствия случившейся в марте 2011 года аварии на японской АЭС «Фукусима-1» для российского побережья Дальнего Востока опасности не представляют, превышения радиационного фона в обследованном районе не зафиксировано.
Спасибо, Оясио!
Ну а чего ждать нам, например, через год или десятилетие? Вопрос отнюдь не праздный, ведь на ликвидацию последствий «фукусимской» аварии в самой Японии отводят до 40 лет. Вдобавок на территории злополучной АЭС, по данным специалистов, скопилось более 500 тыс. тонн радиоактивной жидкости. Конечно, ее откачивают в изолированные контейнеры и пропускают через специальное оборудование для очистки, но буквально каждый год здесь происходят утечки, и вместе с грунтовыми водами радионуклиды выносит в Тихий океан. Не далее как в минувшем месяце цезий-134 с «Фукусимы-1» обнаружили на северном побережье Калифорнии. Правда, как отметили ученые американского океанографического института в Вудс-Холле, в прибрежной зоне на протяжении 100 миль уровень радиоактивности во взятых пробах оказался в тысячу раз меньше безопасной нормы. Однако факт остается фактом – опасные частицы продолжают свое «путешествие» по океану. Куда же несут их течения?..
У специалистов есть ответ и на этот вопрос. Сначала радиоактивные стоки «Фукусимы-1» попадают в теплое течение Куросио. Кстати, его название в переводе с японского означает «черное течение». Зародившись в Тихом океане, оно следует с юга на север вдоль восточного побережья Японии и, казалось бы, вполне способно натворить «черных дел», доставив радионуклиды с аварийной АЭС прямиком к Курилам.
Работа на точке
Однако природа, если можно так выразиться, нас от подобной опасности уберегла. Не дойдя до Хоккайдо, Куросио встречает на своем пути другое течение – Оясио, которое несет холодные воды с севера вдоль всей Курильской гряды. Столкновение гигантских водных масс приводит к появлению так называемых антициклонических вихрей. В итоге оба течения делают крутой поворот в океан, и Оясио уходит к Аляске, а Куросио уносит зараженную воду южнее – к той самой Калифорнии, на побережье которой и обнаружили упомянутый выше цезий-134.
Еще на один важный аспект обратил внимание другой ученый из Санкт-Петербургского НИИ радиационной гигиены – Валерий Рамзаев. Участник предыдущих морских рейсов на судах Русского географического общества и сухопутных экспедиций на Сахалин и Курилы отметил: попадая в океан, «фукусимские» стоки резко снижают свою активность, поскольку смешиваются течениями с обычной морской водой, разносятся по разным направлениям и глубинам либо выпадают на дно.
– Содержание нуклидов в морской воде у нас не нормируется. – добавил кандидат медицинских наук В. Рамзаев. – Но можно сравнить полученные результаты с нормативами, установленными для питьевой воды. Так вот, содержание радиоактивных изотопов цезия в исследованных пробах более чем в 1 тысячу раз ниже показателя, признанного безопасным для людей. Поэтому сегодня внимание и наших, и зарубежных специалистов сосредоточено не столько на объемной активности радионуклидов в морской воде, которая крайне мала, сколько на изучении самого процесса переноса «фукусимского» загрязнения…
Контроль не ослабнет
Ученые, наблюдающие за «путешествием» радионуклидов по Тихому океану, отмечают: опасные частицы способны постепенно накапливаться на участках дна и прибрежной зоны, в различных морских организмах. Причем их концентрация может нарастать довольно длительный срок. Дело в том, что у ряда изотопов период полураспада, а проще говоря – срок снижения активности частиц наполовину, простирается на десятилетия, а то и столетия. Например, для цезия-137 он составляет 30 лет. А это, в частности, означает, что, помимо продолжения научного исследования последствий аварии на «Фукусиме-1», требуется еще и кропотливая, постоянная работа по контролю за меняющейся ситуацией. Именно ее и ведут на наших островах специалисты Центра гигиены и эпидемиологии в Сахалинской области.
– Только с января по ноябрь в нашей лаборатории было исследовано 576 проб воды и осадков, почвы, строительных материалов и продуктов, – сообщил главный врач этого Центра Сергей Самарский. – Одновременно проводились и фоновые измерения альфа- и бета-активности на территории области. Полученные результаты в десятки, а то и в сотни раз ниже установленных в нашей стране нормативов безопасного содержания радионуклидов.
На содержание фукусимских радионуклидов были проверены и морские обитатели
Ну а поскольку сахалинские предприятия поставляют на стол россиянам сотни тысяч тонн рыбопродукции, то под особым контролем уловы, которые берут рыбаки Сахалинской области как в прибрежной зоне, так и в океане. Вот и в нынешнем году мы исследовали треску и минтай, которых выловили возле Южных Курил, лососевых из Татарского пролива, из залива Анива и т. д. И везде содержание стронция и цезия минимально, а в некоторых случаях оно настолько низко, что даже не улавливается нашими приборами…
Добавим: действующий в островном регионе Центр гигиены и эпидемиологии давно сотрудничает с учеными из головного НИИ в Санкт-Петербурге. И это наверняка скажется на результатах сухопутных и морских исследований, которые ожидаются на следующий год. А на проведение таких работ, кстати заметить, нацеливает специалистов и президент России В. Путин. Выступая весной на заседании попечительского совета Русского географического общества, глава нашего государства назвал произошедшее на «Фукусиме-1» трагедией и подчеркнул важность постоянного мониторинга окружающей среды.
Фото и схемы предоставлены специалистами Санкт-Петербургского НИИ радиационной гигиены им.П. Рамзаева.
Автор: Сергей Сактаганов
Источник: Сахалин и Курилы, 19 декабря 2014 г.
Источник: http://skr.su/news/243473 Похожие материалы: |