Такой вывод содержится в докладе, подготовленном президентом японского агентства по атомной энергии (JAEA) Ацуюки Судзуки (Atsuyuki Suzuki). Доклад был сделан на заседании группы INSAG в ходе генеральной конференции МАГАТЭ в Вене.">
Такой вывод содержится в докладе, подготовленном президентом японского агентства по атомной энергии (JAEA) Ацуюки Судзуки (Atsuyuki Suzuki). Доклад был сделан на заседании группы INSAG в ходе генеральной конференции МАГАТЭ в Вене.">
В качестве примера Судзуки упомянул о неспособности отрасли адекватно воспринимать новые научные данные о цунами, а также учиться на опыте иностранных коллег.
Говоря о цунами, он напомнил о событиях 869 года. В этом году Япония пострадала от мощного цунами "Дзёган Санрику". Наши современники только недавно собрали данные о его последствиях и предполагаемой высоте.
Естественно, что историческое цунами 869 года не учитывалось при подготовке ТОБ для первых блоков АЭС "Фукусима Дайичи". К сожалению, оно не было принято во внимание и впоследствии, вплоть до момента аварии.
По словам Судзуки, откровенной слабостью японской системы управления следует считать "чрезвычайно длительный" процесс поиска консенсуса между всеми заинтересованными сторонами при появлении новых научных данных.
Ещё один значимый упрёк, сделанный президентом JAEA - в отличие от других государств, Япония не отнеслась с нужной серьёзностью к изучению аварий на TMI-2 и Чернобыльской АЭС. В частности, японские специалисты не осознали того факта, что запроектная авария может произойти в реальности.
Возможно, главная проблема японских атомщиков - недостаточное внимание к гипотетическим запроектным авариям. Свою роль в этом сыграл ВАБ, и Судзуки, который в настоящее время является почётным профессором токийского университета, предлагает отныне делать больший упор на принцип "защиты в глубину".
Стихийные бедствия наподобие землетрясения и цунами 2011 года - равно как и землетрясения 2007 года, от которого пострадала АЭС "Касивадзаки-Карива" - почти не поддаются надёжным научным предсказаниям. Назначаемая им в расчётах по ВАБ вероятность пренебрежимо мала, и на практике станции не делают для защиты от них практически ничего.
Научные знания недостаточно зрелы, чтобы служить единственным основанием при создании защиты от гипотетических стихийных бедствий, отметил Судзуки. Недостатки аварийного планирования
Судзуки отметил пробелы в аварийном планировании, присущие атомным станциям компании TEPCO. Так, в нём рассматривалась только кратковременная полная потеря собственных нужд на период несколько часов - иными словами, на период работы резервных аккумуляторов.
В японском атомном сообществе есть также мнение, что рисками взрыва водорода в аварийной документации TEPCO "пренебрегали", что и привело к известному развитию событий на Фукусиме.
Президент JAEA вновь привлёк внимание к условиям, в которых оказался персонал АЭС "Фукусима Дайичи". Аварийные ситуации на четырёх блоках сразу, разрушение инфраструктуры за пределами станции и отсутствие помощи извне - всё это доказывает, что в противостоянии серьёзным воздействиям стихии необходимо больше полагаться на проектные решения, а не на действия персонала.
Такой урок из фукусимской аварии, по мнению Судзуки, должны вынести для себя проектанты атомных энергоблоков. Предлагаемые меры
Японский эксперт остановился на некоторых конкретных мерах, которые он хотел бы видеть реализованными на АЭС в его стране. Так, дизель-генераторы с воздушным охлаждением необходимо размещать на площадке на высоких отметках, а дизель-генераторы с водным охлаждением выполнять в водонепроницаемом корпусе или ставить за более высокими, чем сейчас, защитными стенами.
В таком государстве, как Япония, необходимо особенно заботиться о сейсмостойкости ЛЭП и иного электрического оборудования, связанного с АЭС, но формально находящегося вне площадки. Он напомнил, что на Фукусиме линии электропередач были повреждены, и это оставило станцию без внешнего питания на долгий срок.
Ещё одно предложение Судзуки - иметь отдельные резервные системы питания для оборудования, важного в ходе тяжёлой аварии. Это, в частности, оборудование САОЗ, контуров охлаждения бассейнов выдержки, клапанов вентсистем и измерительная аппаратура, отслеживающая параметры внутри корпуса реактора и контейнмента.
Следует внимательно изучить действия персонала при вентилировании аварийных блоков и внести модификации в вентсистемы, особенно на блоках BWR с контейнментами "Mark-I" и "Mark-II". Докладчик напомнил, что персонал Фукусимы столкнулся с трудностями при открытии клапанов вентсистемы.
Стравливание газов в атмосферу означает выброс, и эксплуатирующая организация обязана держать в уме последствия для жителей пристанционной зоны от вентилирования блоков. Судзуки считает, что снизить радиологические последствия в этом случае возможно путём установки дополнительных фильтров в вентсистемах. Продавцы и регуляторы
Едва ли не впервые с момента аварии официальное лицо из японской атомной отрасли упомянуло американскую компанию "General Electric" с точки зрения моральной ответственности.
Судзуки напомнил, что компания TEPCO была новичком в атомной сфере, когда приобретала в 60-ые годы первые блоки АЭС "Фукусима Дайичи" у "General Electric". По условиям контрактов, американцы возводили блоки под ключ, и именно они отвечали за всё связанное с проектированием и строительством. В частности, американцы отвечали и за сейсмическую безопасность блоков.
Роль поставщика в условиях, когда у покупателя отсутствует опыт, становится чрезвычайно важной, сказал Судзуки.
Эксплуатирующие организации обязаны неуклонно повышать уровень своей компетентности, но им требуется сохранять тесные контакты с разработчиками. Эксперт призвал улучшить информационный обмен между продавцами и покупателями реакторных технологий, основываясь на транспарентности и терпении.
Докладчик затронул также тему слабости японских регулирующих органов, на которую в последнее время было сказано многое.
Как известно, орган, проводящий в Японии инспекции (NISA), подчиняется министерству экономики, торговли и индустрии (METI) - ведомству, отвечающему в Японии за развитие атомной энергетики. Уравновесить зависимость NISA от отрасли была призвана комиссия по ядерной безопасности (NSC), подотчётная премьер-министру.
Но атомная энергетика входит в число "социально-противоречивых" отраслей. На практике это означало, что окончательные решения по ядерной безопасности в Японии принимал "политически избранный" человек, а именно, министр METI.
После аварии в Японии началась реформа системы регулирования. Отныне будет существовать единый орган NSSA, подконтрольный министру окружающей среды. Докладчик охарактеризовал это как шаг в правильном направлении, но призвал не забывать о том, что независимый регулятор должен быть ещё профессионально грамотным и располагающим необходимыми техническими средствами для своей работы.
Крайне осторожно Судзуки высказался о вмешательстве политиков в борьбу с аварией на ядерном объекте. Он признал, что серьёзность ситуации требовала от премьер-министра страны частых выступлений и действий. Он добавил, однако, что необходимо продумать систему, которая позволяла бы использовать в такой ситуации возможности политиков благим образом.
Судзуки согласился с тем, что японское правительство пыталось контролировать потоки информации в первые дни аварии, отдавая приоритет "точности перед быстротой". Стратегия оказалась неудачной, так как вакуум информации заполнялся благодаря СМИ и интернету.
На будущее, по мнению японского атомщика, необходимо укрепить международное сотрудничество для повышения транспарентности информационных потоков, что важно для создания атмосферы доверия к отрасли. Судзуки добавил, что это - непростое дело.