В марте прошлого года цунами, вызванное сильным землетрясением, вывело из строя одну из японских АЭС «Фукусима-1». 38 стран мира без всяких исследований тут же наложили запрет на пищевые продукты из Японии. Но сегодня в Россию оттуда поступают товары и продукты. Нам удалось посмотреть, как их проверяют.
Иокогама - один из крупных портов Японии, через который проходит большая часть грузов. «На радиацию» их проверяли всегда, но выборочно, а вот авария на АЭС подтолкнула к измерению уровня радиации на каждом отгружаемом контейнере. Вплотную заниматься этим стали с 28 апреля 2011 года. Менее чем за год (данные включительно по февраль 2012 года) только в одном из терминалов порта проверено 150 тысяч штук контейнеров. В 17 из них уровень радиации превышен был втрое. (Правда, уже с сентября прошлого года таких не было ни одного).
Разработана специальная методика, основные принципы которой таковы: если радиация превышена в три раза, то очистку проводят на месте. Но если и после очистки контейнер «фонит», его возвращают владельцу. И дальше тот несет ответственность сам (обычно сдает груз на утилизацию). Причем не верить владельцу у японцев оснований нет: слово «запрещено» понимается здесь совершенно однозначно.
Если клиент хочет получить справку, что его контейнер проверен, пожалуйста: уже выдано 26 тысяч подобных документов.
А как быть с прогнозом наплыва в российские города «топляков» - машин, попавших под цунами? По словам Генерального консула Японии во Владивостке, автомобили, идущие на экспорт в Россию, сегодня не представляют опасности радиоактивного заражения. Просто русские стандарты, мол, очень строги: « У вас допустимая доза излучения 15 мКр/р в час, а у нас 30...»
Но журналист из Приморья возразила, что в течение прошлого года в порту Владивостока появились свыше полусотни «фонящих» запчастей и машин (всего пришло за год их около 150 тысяч), и после долгого размышления они были отправлены из Приморья назад, в Страну восходящего солнца...
Организация радиационного контроля в порту Иокагама всегда требовала определенных затрат. 200 работников порта обучались, как следует контролировать грузы на радиацию, а на терминале, где мы смотрели это на деле, работает всего около десятка человек. Одетые в специальные защитные костюмы, они подносят дозиметр к грузу и тут же видят результат. Крупногабаритные грузы - трубы, автомобили - заказчик проверяет самостоятельно. В год через этот терминал проходит 7000 двадцатифунтовых контейнеров, через все десять терминалов порта - более трех миллионов штук. Примерно половина грузов из этого числа идет за рубеж. После аварии на атомной власти потребовали проверять все контейнеры, и на это понадобились очень большие затраты. Которые, кстати, оплачиваются за счет компании TEPCO, владельца пострадавшей АЭС.
Как проверяются в Японии продукты, нам показывали в Ассоциации по таможенной проверке продуктов питания в Иокогаме и префектурном контролирующем учреждении города Сэндай - департаменте сельского и рыбного хозяйства при префектуре Мияги.
Только таможня в этом порту менее чем за год проверила около 20 тысяч партий пищевых товаров. В лаборатории, где это делается, самое современное оборудование.
Сюда завозят на пробы продукты с 500 заводов Японии. В какие страны поступают продукты питания отсюда? В Бразилию, Украину, Австралию, Нигерию, а больше всего в Китай и Россию. Только в 2010 году (свежее цифр нет) таможней выдано 2600 сертификатов.
После аварии на «Фукусиме-1» здесь проведено свыше шести тысяч проверок экспортных товаров и 28 тысяч, идущих на внутренний рынок. И все-таки запрет на ввоз в Россию продуктов из нескольких близких к Фукусиме префектур, наложенный российским Роспотребнадзором 24 марта 2011 года, до сих пор не снят.
Здесь действует тот же закон: если выявляется превышение ПДК (предельно допустимой концентрации) радиоактивных веществ в продукте, его возвращают хозяину. И тот сам его уничтожает. Боюсь, наш робкий вопрос «А если все-таки не уничтожит?..» - был просто не понят. Ведь запрещено же! Тем более дальнейший исход проблемы (насколько точно исполняется предписание) контролируют власти префектур.
Что интересно, работа этой лаборатории доступна каждому: если интересуешься, можешь прийти и спросить, тебе все покажут.
В технологическом центре префектуры Мияги нас более подробно ознакомили с процедурой подобного контроля. Здесь уже через считанные дни после аварии на АЭС стали делать серьезные исследования продуктов. На 10 марта 2012 года проведено 1167 проб, проверено 212 видов пищевых товаров.
Как это делают? Взять, например, грибы: известно, что в них особенно быстро аккумулируются вредные вещества. Искусственно выращенные грибы измельчают, помещают в аппарат и через 50 минут на компьютере виден результат: есть или нет превышение ПДК в пробе. Есть - поставку этих продуктов останавливают. Особо смотрят продукты, выращенные где-то рядом с зоной заражения. И если в марте этого года еще допускалось содержание в них радиации до 500 беккерелей в час, то с апреля нормы ужесточатся до 100.
Регулирование безопасности пищевых продуктов в Японии осуществляется на основе закона о продовольственной санитарии. Действие закона распространяется на пищевые продукты, напитки и даже упаковку, контактирующую с продуктами. 4 млн. предприятий и торговых точек в стране подпадает под действие этого закона, причем он уполномачивает орган местного самоуправления контролировать их. Ну а в целом обеспечение безопасности пищевых продуктов - общее дело: ответственность несут здесь производители, переработчики, работники магазинов-ресторанов, да и роль потребителя не принижена. Примеры? Поесть в Японии можно в любой из мелких и крупных точек общепита в любом городе, - то есть элементарная безопасность продуктов гарантируется.