Российские специалисты выступают за совершенствование международных документов в области атомной безопасности, чтобы определенные правила носили не рекомендательный, а обязательный характер. Об этом в интервью корр.ИТАР-ТАСС заявил директор Института проблем безопасного развития атомной энергетики /ИБРАЭ/ РАН Леонид Большов.
По его словам, после аварии год назад на японской АЭС "Фукусима" в мире развернулась дискуссия по поводу соблюдения странами, использующими атомную энергетику, набора правил, включая аварийное реагирование и информирование. "Речь идет о расширении конвенции по безопасности. Ряд пунктов должен носить обязательный, а не рекомендательный характер. Ужесточение режима необходимо для того, чтобы ситуация, когда возникновение аварийной ситуации просто исключили из рассмотрения, стала невозможной. Чтобы готовность к аварии была у всех, а не у избранных", - уверен член-корреспондент РАН.
Он назвал неиспользование Японией после "Фукусимы" российского опыта "системной ошибкой". "Японцы решили, что благодаря высокой дисциплине работников, оператор АЭС никаких ошибок не сделает, поэтому в Японии невозможно повторения аварии, подобной чернобыльской в 1986 году. В результате в Японии были свернуты исследования по тяжелым авариям, не учили операторов готовиться к возможности тяжелых аварий на станциях и что нужно при этом делать", - пояснил Большов.
По его оценке, в уроках "Фукусимы" и Чернобыля есть много общего. "Кто не учит чужих ошибок, тот учится на своих. Честно говоря, мы тоже весьма поверхностно отнеслись к опыту американцев, когда у них была авария на Тримайл-Айленде. То, что мы могли бы из нее извлечь, сделано не было", - признал ученый. Он пояснил, что на АЭС в США работали отставные военные с атомных подводных лодок, а на советских станциях – специалисты с высшим образованием, что в СССР сочли достаточным, чтобы исключить возможность ошибки оператора АЭС. В результате именно человеческий фактор привел к взрыву в Чернобыле.
Большов уверен, что теперь уроки "Фукусимы" будут изучаться более глубоко. В качестве примера он привел тот факт, что "атомщики по всеми миру сразу запаслись дополнительными дизель-генераторами, шлангами и насосами", поскольку авария на "Фукусиме" произошла из-за того, что водой после цунами были залиты резервные источники питания.
По его словам, следует учитывать и другой урок японской аварии – расположение АЭС. "Например, в России и без того правила к размещению АЭС весьма строги, но это не значит, что на погодные условия мы не обращаем внимания, этот урок не пройдет мимо", - подчеркнул специалист.
Большов считает, что Япония повторила постчернобыльские ошибки СССР и в отношении населения. "Мы ведь после Чернобыля сильно напугали население, и, стараясь о нем позаботиться, подвергли дополнительному воздействию, совершенно необоснованному. Японцы пошли по нашим стопам и перестарались с заботой", - убежден ученый.
Он сожалеет, что после "Фукусимы" "полноценного взаимодействия с другими странами и организациями у Японии не получилось". "Их представители ездят по всему миру, но это носит формальный характер. Признать, что кто-то знает больше их, и лучше заказать определенные работы сторонним организациям, японцы, увы, не смогли. Помощи у нас они не просили и не просят. Хотя ни наш институт, ни "Росатом" никогда в информации им не отказывали, и прогнозы были готовы в кратчайшие сроки после аварии", - констатировал Большов. Он напомнил, что ИБРАЭ был создан в системе Академии наук вскоре после аварии в Чернобыле. Теперь разработки института используются во многих странах, в частности в США.
"К счастью, аварии на АЭС не случаются каждый день. Мы всем миром работаем над тем, чтобы они вообще не происходили. В атомной энергетике, образно говоря, порох всегда нужно держать сухим, но ружье стрелять не должно", - уверен директор ИБРАЭ. По его словам, отдельные элементы системного аварийного реагирования и анализа безопасности пригодны не только в условиях тяжелых аварий, но и при проектировании и эксплуатации атомных станций. "Эта работа сейчас - неотъемлемая часть проекта российских реакторов новых поколений, модернизации действующих АЭС", - заверил ученый. По его словам, в настоящее время во всем мире используется "глубоко эшелонированная и многобарьерная система защиты, авария не должна произойти, ее остановят на одном из уровней".
Однако он обратил внимание еще на один урок "Фукусимы": "Чтобы не было таких аварий, надо совершенно серьезно относиться к самым экзотическим возможностям, несмотря на то, что они крайне маловероятны".