Японские чиновники утаили предложение России принять для переработки ядерное топливо
Ряд руководителей Японии в свое время не доложил заинтересованным государственным органам о предложении России принять для хранения и переработки отработавшее ядерное топливо с атомных электростанций Японии. Причиной замалчивания стало стремление некоторых высших чинов не лишать заказов завод по переработке ядерного топлива в местечке Роккасо (префектура Аомори).
Несмотря на то, что руководство японской Комиссии по атомной энергетике (JAEC) и Агентства по национальным ресурсам и энергетике через дипломатические источники получили от России такое предложение, они не передали его на рассмотрение другим правительственным органам, которые в то время взвешивали все "за" и "против" японской политики по вопросам ядерного топлива. Решалась судьба перерабатывающего завода Роккасо, безопасность которого стояла под вопросом из-за частых потерь воды по причине протечек.
Дипломатические бумаги на 44 страницах за подписью министра атомной энергетики РФ Александра Юрьевича Румянцева датированы 25 октября 2002 года и адресованы тогдашнему министру науки и техники К. Оми. Первыми эти бумаги получило посольство Японии в России. В посольстве русский текст перевели на японский язык и переправили документ руководителю Комитета по политике в области атомной энергетики, а также в секретариат Комиссии по атомной энергетике Японии.
Оми встретился с Румянцевым в сентябре 2002 года в Москве. По отзывам, эта встреча могла быть очень плодотворной для начала российско-японского сотрудничества в атомном секторе экономики. Россия предложила доставлять отработавшее ядерное топливо на российскую территорию для временного хранения и рециклирования.
В течение 2003-2004 гг. комиссия, составленная из представителей соответствующих японских ведомств, занималась решением проблемы, продолжать ли вести переработку топлива в Японии. В связи с тем, что некоторые члены комиссии выступали против проведения производственных испытаний уранового топлива на заводе Роккасо из-за участившихся на нем аварий и высокой стоимости работ, комиссию не уведомили о российском предложении. Таким образом, комиссия решила дать заводу возможность продолжить заниматься переработкой, и на 2004 г. было назначено проведение производственных испытаний уранового топлива.
Согласно источникам в Агентстве по природным ресурсам и энергетике, глава этого ведомства сообщил близким к нему сотрудникам: "Получена совершенно секретная информация: есть возможность вывезти ядерное топливо в Россию. Но тогда остановится завод Роккасо". Чтобы этого не допустить, российское предложение положили под сукно, так и не ответив на него.