СМИ Японии продолжают публиковать краткие выдержки из промежуточного доклада правительственной комиссии по расследованию аварии на АЭС "Фукусима Дайичи". Сам доклад, выпущенный 26 декабря 2011 года, пока доступен только на японском языке.
В сообщении "Mainichi" отмечается, что в имевшейся документации по системам САОЗ было указано "Нет необходимости в рассмотрении" в секциях, касавшихся ситуации с полной потерей электроэнергии. Газета подтверждает, что в докладе сделан следующий вывод - ни сменный персонал станции, ни кризисный штаб TEPCO не знали об автоматическом отсечении технологического конденсатора IC на первом блоке при потере электроэнергии.
В результате штаб и смена неверно прогнозировали развитие ситуации в первые часы аварии, так как ошибочно полагали, что система расхолаживания реактора блока №1 функционирует. Это привело к трагической задержке с организацией альтернативного способа подачи воды.
Доклад называет три момента, когда смена и штаб могли бы определить неработоспособность конденсатора.
В период между 1642 и 1656 11 марта 2011 года персоналу удалось получить подтверждение, что уровень воды в реакторе первого блока падает. По мнению авторов доклада, это должно было заставить штаб и смену предположить - конденсатор находится в нерабочем состоянии.
Вторая упущенная возможность - 1750 11 марта, когда был выявлен факт повышения фона внутри реакторного здания.
Третья возможность ранее уже называлась. В 1818 смена определила, что клапана системы IC закрыты, и выполнила их открытие. Однако в 1825 клапаны были вновь закрыты из-за появившихся у смены опасений о возможном повреждении трубопроводов. Это действие было выполнено без консультаций со штабом, и штаб о нём не был уведомлён.
Авторы доклада выдвигают также ряд претензий к правительству Японии. В частности, правительство отказывалось в первые дни предавать огласке данные о радиоактивном загрязнении, полученные при помощи SPEEDI, так как опасалось возникновения "ненужной паники". Система SPEEDI специально разработана для предоставления прогнозов в чрезвычайной ситуации и функционирует под контролем японского министерства образования, науки, культуры, спорта и технологий.
В докладе приводится также ряд неприятных выводов о моральном состоянии персонала в первые дни аварии. В утренние часы 15 марта директор станции Масао Ёсида сделал заявление о том, что "худший сценарий развития событий - китайский синдром".
По мнению авторов доклада, это высказывание Ёсиды свидетельствует о "панике", которая якобы охватила находившийся на станции персонал.