Система ядерной безопасности в Японии оказалась порочной
Система обеспечения ядерной безопасности в Японии крайне неэффективна и является одной из косвенных причин серьезной аварии на АЭС "Фукусима-1". К такому выводу пришли журналисты The Financial Times. На протяжении десятилетия главное японское контролирующее ведомство – Агентство по ядерной и промышленной безопасности (NISA) – было не в состоянии самостоятельно обнаружить серьезные нарушения, допускавшиеся TEPCO – компанией-оператором "Фукусимы-1", и добиться их устранения.
Впервые о том, что TEPCO систематически нарушает технику безопасности на своих объектах, стало известно в 2000 году. Сообщили об этом не специалисты NISA, а сотрудник строящей атомные реакторы американской компании General Electric. Тогда чиновники в NISA повели себя довольно странно – они попросили проверить соблюдение норм безопасности на АЭС TEPCO самой TEPCO. Не удивительно, что через два года представители компании заявили, что с безопасностью на ее станциях все отлично. Вскоре, правда, выяснилось, что TEPCO элементарно солгала. В результате все 17 находящихся под ее управлением АЭС были остановлены для проверки, а несколько руководителей компании подали в отставку.
Решение доверить аудит компании ей самой может показаться странным, если не знать, как в Японии организована система проверок атомных объектов. Специалисты заявляют, что NISA находится в сильной зависимости, с одной стороны, от Министерства промышленности Японии (являясь его подразделением), а с другой – от энергетических компаний, и не обладает достаточной самостоятельностью для эффективного осуществления своих функций.
Более того, Министерство промышленности, NISA и энергетические компании фактически вступили в подобие симбиоза, позволяющего последним эффективно скрывать от властей и общественности многочисленные нарушения. TEPCO и другие операторы японских АЭС охотно принимали на работу отставных чиновников министерства. По данным главы Компартии Японии Тетсуо Сиокавы, в последние годы как минимум 45 чиновников министерства нашли работу в десяти японских энергокомпаниях.
Взаимовыгодное сотрудничество надзирающих и надзираемых еще более упрочило то обстоятельство, что и те, и другие нанимали сотрудников в одних и тех же учебных заведениях. "Лучшие выпускники отделения атомной физики в Токийском университете идут работать в TEPCO, выпускники похуже устраиваются в NISA", - пояснил The Financial Times сотрудник одной из энергетических компаний.
Сложившаяся система сделала возможными серьезные нарушения безопасности, сыгравшие важную роль в развитии аварии на "Фукусиме-1". В конце марта японские власти признали, что АЭС была недостаточно защищена от угроз, в том числе от угрозы цунами.
Специалисты призывают японские власти наделить NISA большей независимостью как от Министерства промышленности, так и от тех, кого оно должно контролировать. В теории, часть функций NISA можно было бы переложить на японскую Комиссию по атомной безопасности (NSC) – независимый надзорный орган, в обязанности которого входит проверка применяемых на АЭС технологий и разработка общих правил безопасности. NSC, однако, является сугубо консультативным ведомством, которое практически ни на что не влияет. Бывший сотрудник Агентства по ядерной энергетике Японии Атсуси Касай сравнил экспертов NSC с рабочими сцены в театре кабуки – их практически не видно и изменить ход пьесы они не в состоянии