Уровень радиации в море рядом с «Фукусимой» снижается
Уровень радиации в море рядом со станцией «Фукусима-1» превышает норму в 140 тысяч раз, и это — хорошая новость, потому что еще два дня назад приборы фиксировали превышение допустимого предела более чем в 7 миллионов раз! Накануне ликвидаторам удалось заделать брешь в корпусе станции, и новых утечек радиоактивной воды пока не зафиксировано. Сейчас все силы брошены на то, чтобы предотвратить новый взрыв водорода. Закачивая в аварийный реактор азот, специалисты пытаются снизить давление, и пока им это удается.
«Мы тщательно изучили возможные риски. Вероятность взрыва водорода была не то чтобы очень высокой. Но, закачав азот, мы сможем свести ее к нулю», — заявил Юкио Эдано, генеральный секретарь кабинета министров Японии.
Между тем в зоне бедствия продолжают считать погибших. Их по-прежнему меньше, чем пропавших без вести. Портовый город Исиномаки в префектуре Мияги ближе всего оказался к эпицентру землетрясения. Здесь уже нашли более 2,5 тысячи погибших, и еще столько же, предположительно, остаются под обломками. Кремировать их по буддийскому обряду возможности нет, поэтому хоронят в гробах в наспех вырытых экскаваторами общих могилах. Теперь на месте школьного футбольного поля будет массовое захоронение.
Пока с одной стороны кладбища роют могилы, на другой проходит прощание с погибшими. Гробы подвозят в микроавтобусах и сразу кладут в яму. Церемониал сведен к минимуму. Родственники даже не подходят к заколоченным ящикам, чтобы проститься с близкими. Там, где прошла волна — по-прежнему руины. Врезавшиеся в дома корабли, опрокинутые дома — все это как будто превратилось в неотъемлемую часть жизни. Но даже в этом хаосе люди пытаются навести порядок.
За месяц после землетрясения уже сделано очень много — практически полностью расчищены автомобильные дороги, постепенно восстанавливается железнодорожное сообщение. Но что делать с гигантским количеством мусора, власти пока не знают. Одних только обломков разрушенных домов, машин и кораблей накопилось не менее 2,5 миллиона тонн.
Кинносукэ Исикава с женой и дочерью пока живет во временном убежище. Домой приходит только днем, он не теряет надежды вновь вернуться домой. Говорит, что если бы здесь дали электричество и воду, то уже давно переехал бы: «Это моя родина, я верю, что дом удастся сохранить. Уезжать отсюда я никуда не хочу».
Жизнь в экстремальных условиях становиться обыденностью.
«Воды пока не хватает, и людям даже помыться негде. Здесь мы развернули мобильный комплекс с водой и бойлерами, чтобы можно было воспользоваться душем», — рассказывает солдат Хироси Касиваги.