Аварию на АЭС Фукусима Дайичи обсудят на трёх международных конференциях
Авария на японской АЭС "Фукусима Дайичи" станет поводом для обсуждения, как минимум, на трёх представительных международных конференциях с участием политиков и технических специалистов.
Сроки проведения одной из таких конференций уже названы. Как сказал генеральный директор МАГАТЭ Юкия Амано, так называемая "Министерская конференция по ядерной безопасности" пройдёт в Вене 20-24 июня 2011 года.
Отдельные конференции проведут Евросоюз и G-20, хотя их сроки пока не установлены.
На европейскую конференцию, кроме стран ЕС, будут приглашены также страны, соседствующие с объединённой Европой, а также США и ведущие ядерные страны Азии. Исходно её предполагалось созвать 20 апреля, однако потом она была отложена на неопределённый срок, чтобы не конкурировать с чернобыльскими мероприятиями.
Второй причиной для переноса европейской конференции наблюдатели считают неготовность списка критериев для проведения в ЕС стресс-тестов атомных энергоблоков. Такой список должен быть выработан к 12 мая.
Наконец, президент Франции Николя Саркози, занимающий кресло председателя в G-8 и G-20, предлагает провести в мае в Париже общую встречу стран двадцатки для обсуждения возможного введения единых стандартов безопасности для АЭС.
Если две последние конференции будут более интересны политикам, то июньская конференция в МАГАТЭ может ознаменоваться прорывными решениями технического плана.
Так, по некоторым данным, в Вене могут рассмотреть предложения о введении института международных инспекторов по безопасности АЭС, наподобие тому, как это сделано для системы нераспространения.
Второе предложение, которое может быть рассмотрено и может заручиться поддержкой - придание статуса обязательной для конвенции по ядерной безопасности. До сих пор, исполнение её условий происходит на добровольной основе, и нарушителям конвенции не угрожают никакие санкции.
Вполне вероятно, что все три названные конференции будут проходить в условиях, когда ситуация на АЭС "Фукусима Дайичи" будет оставаться такой же, как сейчас. По крайней мере, французские регуляторы утверждают, что компании TEPCO потребуется "несколько месяцев" до того момента, когда она сможет восстановить на аварийных блоках системы охлаждения топлива.