Пока весь мир обсуждает утечку радиации с японской АЭС "Фукусима-1", с повышенной радиацией ежедневно встречаются жители поселка Лебяжье в Ленобласти. Там к излучению почти привыкли и нашли народные методы борьбы с ним.
Каждое утро жители поселка Лебяжье в Ломоносовском районе Ленобласти проводят около колодца, стараясь наполнить водой из источника как можно больше емкостей. Из промерзшей скважины вода течет медленно, и бутыли наполняются не скоро.
Александр Сенотрусов, местный житель, учитель, ждет своей очереди 50 минут, а потом тащит на себе 19 л воды. Так каждый день поступают многие из 5,5 тыс. жителей поселка, несмотря на то что водопроводная вода в поселке есть. Но она вызывает страх. "Наша вода излучает полторы тысячи микрорентген в час. Она отравлена", - уверяет Александр Сенотрусов.
Впервые о своей беде жители Лебяжьего узнали в 1989 году. Тогда ученые-ядерщики искали следы чернобыльского заражения в Ленинграде и области. Мощное излучение зафиксировали с вертолета специалисты ГУП "Невскгеология" вместе с журналистом Александром Невзоровым, автором и ведущим программы "600 секунд". После того как данные подтвердились, в поселке объявили чрезвычайную ситуацию. Официально объявили, что причиной радиации является природный источник радионуклидов. Неофициальная версия состояла в том, что жители получали воду с военной водостанции. Она аккумулировала воду так называемого гдовского горизонта, собирая песчинки в том числе и с отравленной почвы.
Тогда же был построен новый водовод от Лебяжьего озера через Гостилицы. Старую водостанцию и ее скважины законсервировали, металл срезали и утилизировали. Но трубы, ведущие от водовода до каждой квартиры, не заменили, а на них многие годы накапливались радиоактивные частицы. Свежая вода, проходя по ним, снова загрязняется. Впоследствии ошибка была частично исправлена: 500 м из 6 км труб заменили, однако 3 тыс. человек все равно остались, по сути, без цивилизованного водоснабжения.
Юрий Захарчук, глава Лебяжинского поселения, считает, что в данном случае имеет место случай коллективной паники. Оснований грешить на воду у людей нет. "Лично я уже 30 лет пользуюсь водой только из крана. Эту воду сдавали на анализ, она показывает очень хорошие результаты, еще лучше, чем в колодце!" - заявляет он. Однако, по его словам, на руках этих результатов ни у кого нет: дело давнее.
"То, что вы видели, - это не лебяжинские люди. Они из города приезжают и устраивают нам очереди. Они говорят, что из крана берешь воду - там накипь, а в колодце нет. Сегодня обострение идет, сами понимаете, весна", - говорит Юрий Захарчук. Ходки к колодцу с чистой водой (их в поселке два) давно стали частью местной культуры. Интересно, что лебяжинцы принимают ванну в водопроводной воде. По мнению некоторых, моющие средства "убивают" радиацию.
"Фукусима" наши страхи не подогревает. Япония есть или нет - у нас своя болезнь. Мы к ней привыкли, на колодец ходим, чтобы не добавить дозу облучения", - говорит Александр Сенотрусов.
Случившееся в Японии побудило некоторые страны отказаться от атомных проектов. Например, Германия начала консервацию даже действующих станций. Однако данные городского комитета по природопользованию свидетельствуют, что основную долю ежегодного облучения (она в пределах нормы) жители получают за счет природного излучения - 78,1%. 21,7% - в результате рентгенологических обследований, и только 0,14% - за счет деятельности предприятий, использующих источники ионизирующего излучения, в том числе атомной электростанции. То есть поводов для разговоров о "ЛАЭСиме" нет.
Однако источников излучения в разное время в городе было немало. Есть заглушенный ядерный реактор в Невском районе, большое пятно радиоактивного загрязнения в Шкиперском протоке рядом с "Ленэкспо", где в 1940-1950-е годы находились исследовательские лаборатории Военно-морского флота. Свои испытания военные проводили на острове Коневец и других островах Финского залива. Есть много институтов, где работают с изотопами. Есть два действующих, хотя и научных реактора в Гатчине, перечисляет руководитель экологического движения "Зеленый патруль" Юрий Шевчук.
Текущий момент очень способствует распространению фобий на ядерные темы.
Сталкеры черпают вдохновение в новостных сюжетах, жители Приморья скупают йод, американцы отказываются от суши. Эксперты считают, что состояние фобии не помогает людям избежать будущих ошибок, а объясняет уже случившиеся. "Люди не хотят брать ответственность за свою жизнь на себя. Приятнее думать, что я несчастный и больной не потому, что к доктору не хожу, а потому, что чаеразвесочная фабрика находится в полукилометре. Человек не понимает, что если 20 лет назад он выпивал рюмку водки и его бодрило, а сейчас от водопроводной воды болит печень, то не в воде дело", - иронизирует Юрий Шевчук.
Взято с www.dp.ru
Похожие новости:
|